Экологическое сопровождение предприятий

Вместе с вами заботимся о природе!

Экологическое сопровождение бизнеса

Вместе с вами заботимся о природе!

Cписок необходимой экологической документации

  • Главная
  • Адаптация проекта НДВ к изменениям в экологическом законодательстве

«Адаптация проекта НДВ к изменениям в экологическом законодательстве»:

Содержание

Адаптация проекта НДВ

Статья о том, как последние изменения в законодательстве влияют на проекты НДВ и какие шаги необходимо предпринять для их адаптации.

Какие нормативно-правовые акты влияют на проекты НДВ?

Для того, чтобы понимать каким образом должен выглядеть актуальный проект НДВ, адаптированный под современное экологическое законодательство, необходимо обозначит, какие нормативно-правовые акты связаны с разработкой и согласованием проекта НДВ.

Основным законом в области охраны атмосферного воздуха является 96-ой Федеральный Закон. В нем закреплено обязательство предприятий, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводить нормирование допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе обеспечивать разработку проектов предельно допустимых выбросов.

Подробнее о предельно допустимых выбросах содержится в Постановлении Правительства РФ 2055. Данное постановление определяет общие принципы разработки предельно допустимых выбросов для предприятий различных категорий негативного воздействия, а критерии присвоения категорий предприятию содержатся в Постановлении 2398.

Приказ 581 в свою очередь подробно определяет методику разработки проекта НДВ и то, какая информация и в каком виде должна содержаться в нем.

Неотъемлемой частью проекта НДВ является инвентаризация выбросов, которая является исходными данными для НДВ. В отчете по инвентаризации выбросов содержится информация о количественных и качественных характеристиках выбросов предприятия, которые затем в проекте НДВ рассеиваются на местности, и оценивается, соблюдается ли нормативы допустимого воздействия от данных выбросов. Таким образом, при разработке проекта НДВ необходимо ориентироваться и на Приказ 871, в котором закреплен порядок проведения инвентаризации источников и выбросов предприятия.

Чтобы получить бесплатную консультацию, обращайтесь к нам удобным для Вас способом:

Какие изменения произошли в НПА в последнее время и как это сказалось или скажется на проектах НДВ?

96-ой Федеральный Закон был введен еще в 1999 году, однако постоянно претерпевал изменения. Новая редакция 96-го Федерального Закона была подготовлена в июне 2023 года. Основные изменения новой редакции коснулись, в основном корректировок формулировок, а именно вместо понятия «экологические нормативы» применяется понятие «нормативов качества», а вместо понятия «вредное воздействие» введено понятие «негативное воздействие».

Изменения, которые могут сказаться на разработке проекта НДВ, заключаются в добавлении пунктов статьи 2, а именно добавлена информация об учете фонового воздействия (закреплено, что данные о фоновом загрязнении определяются на основании о государственном мониторинге) и об обязательной экспертизе программ, применяемых для расчета рассеивания. Однако большинство разработчиков проектов и ранее пользовались аккредитованными программами для расчета рассеивания и заказывали справки о фоновых концентрациях в уполномоченных органах. Большая часть изменений в данном федеральном законе коснулась предприятий I категории и их обязательства получить комплексное экологическое разрешение (КЭР).

Данная область является одной из самых быстро изменяющихся в экологическом законодательстве, так как предприятия I категории должны получить КЭР в срок до 2025 года и нормативы выбросов (НДВ) разработать уже не как отдельный проект, а как часть заявки на комплексное экологическое разрешение. При этом кроме самих нормативов выбросов, предприятия I категории должны разработать и утвердить и технологические нормативы. В связи с этим предприятия данной категории должны уже сейчас принять решение о том, будут ли они получать разрешение на выбросы как раньше, подавая проект НДВ, или начнут получение КЭР, ведь времени осталось уже немного.

Адаптация проекта НДВ к изменениям в экологическом законодательстве

Основным изменением, произошедшим в 2021 году в законодательстве, касающимся проектов НДВ является утверждение различий между перечнем веществ, для которых разрабатываются нормативы в зависимости от категории предприятий. Данная информация появилось в Постановлении 2055. Утверждено, что для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов разрабатываются и утверждаются для веществ 1-го и 2-го класса опасности, а для предприятий II категорий для всех регулируемых веществ.

Это существенное изменение, которое теперь обязаны учитывать разработчики в своих проектах НДВ, так как ранее такого различия в зависимости от категорий не существовало. Однако корректировка уже существующих проектов чаще всего не является необходимой, так как раньше перечень веществ, для которых утверждаются нормативы, был шире. Кроме того, последние изменения в Постановлении 2055, произошедшие в сентябре 2023 года коснулись возможности получения разрешений на выбросы посредством сервиса Госуслуг. Таким образом, имеется тенденция перехода на электронный документооборот, и предприятиям необходимо задуматься о приобретению электронно-цифровых подписей, если они не сделали этого ранее.

Так как в предыдущем абзаце зашла речь о влиянии категории предприятия на проект НДВ необходимо сказать и о Постановлении 2398 и изменениях в нем, которое утверждает критерии отнесения предприятий к той или иной категории. Последние изменения в данное Постановление внесено в 2021 году, уточнены некоторые формулировки и расширен перечень критериев. Так как при изменении категории предприятия, как было сказано выше, может измениться перечень веществ, включенных в нормативы, при разработке проекта НДВ также необходимо отслеживать изменения в законодательстве по категорийности и адаптировать проект под него.

Также как было сказано ранее, для предприятий I и III категорий негативного воздействия нормативы разрабатываются для всех регулируемых веществ. Перечень таких веществ закреплен в Распоряжении 1316-р, однако с 2024 года данный перечень перестает действовать и в силу вступает новое Распоряжение 2909-р. Перечень веществ уточнен и изменен и теперь при разработке проектов необходимо ориентироваться на него.

И, наконец, конечно же, на состав проекта НДВ влияет методика его разработки, утверждённая Приказом 581.  Это также относительно новый Приказ, вступивший в силу в 2020 году. Новым требованием стало указание на карте-схеме не только границ предприятия и источников выбросов, но и сооружений и установок, которые эти выбросы выделяют, появилось требование об учете повышения концентраций в периоды НМУ.

Более существенные изменения произошли в методике проведения инвентаризации выбросов, а именно – появился учет передвижных источников выбросов. В связи с чем, все предприятия должны оценить, соответствует ли их текущий отчет по инвентаризации этому требованию. Случаи, при которых инвентаризация должна быть откорректирована, также перечислены в Приказе 871. Изменения в методиках, в первую очередь должны учитывать разработчики проектов, однако и экологам предприятий необходимо быть в курсе текущих изменений для того, чтобы отслеживать актуальность своей документации.

Таким образом, проект НДВ прямо или косвенно зависит от изменения в экологическом законодательстве и требует постоянного отслеживания актуальных изменений и адаптации к ним.

Чтобы получить консультацию по инвентаризации источников выбросов обращайтесь к нам удобным для Вас способом:

Форма обратной связи

Скачайте список необходимой экологической документации