Экологическое сопровождение предприятий

Вместе с вами заботимся о природе!

Экологическое сопровождение бизнеса

Вместе с вами заботимся о природе!

Cписок необходимой экологической документации

  • Главная
  • Семинар по экологии от 25 сентября 2019 в г. Санкт-Петербурге
Семинар по экологии от 25 сентября 2019 в г. Санкт-Петербурге

Семинар по экологии от 25 сентября 2019 в г. Санкт-Петербурге

25 сентября 2019 года в г. Санкт-Петербурге состоялся семинар «Изменения в природоохранном законодательстве в 2019 году», посвящённый вопросам природоохранной деятельности, а также изменениям в природоохранном законодательстве в 2019 году.

По первой половине семинара с докладом, лекционным материалом и ответами на вопросы выступил Матвеев Б.Ю., начальник правового и кадрового обеспечения ЦЛАТИ.

Основное внимание было уделено системе нормирования воздействия на окружающую среду в 2019 году.

Постановка на ГУ объектов НВОС

Отмечалось, что для постановки на ГУ объектов НВОС необходимо учитывать:

– только объекты с источниками негативного воздействия (см. ПП от 28.09.2015 N 1029).

– Уровень поднадзорности в соответствии с ПП от 28.08.2015 N 903

– Старые перечни субъектов, подлежащих федеральному надзору действуют только в части, не противоречащей ПП от 28.08.2015 N 903

– Определение категории в соответствии с ПП от 28.09.2015 N 1029

Были перечислены основные ошибки при заполнении заявки о постановке на ГУ:

– Не заполняются реквизиты предприятия (ОГРН и т.д.)

– Адрес должен писаться в форме: индекс, субъект, район, улица, дом

– Название объекта не должно дублировать наименование хозяйствующего субъекта

– Не указываются количества парниковых газов в пересчете на СО2 (Приказ Минприроды 300)

– Для площадного источника указываются менее 2 поворотных точек

– Заявка не заполняется в электронном виде

– Ошибочная привязка к морю

– Заявка подается от филиала

– Заявка подается на строящийся объект.

Также отмечалась необходимость своевременной актуализации сведений ГУ, а именно:

– о замене ЮЛ или ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте ОНВОС, реорганизации ЮЛ в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении ФИО, места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

– об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

– об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

– об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При снятии с ГУ объекта ОНВОС необходимо предоставлять акт о консервации или о ликвидации объекта.

Давая последние разъяснения по ГУ, докладчик обратил внимание на следующие пункты:

  1. Неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС. (письмо Росприроднадзора СР-04-03-31/24498 от10.09.2019);
  2. Постановка на государственный учет передвижных источников загрязнения окружающей среды, которыми являются суда (за исключением морских плавучих платформ) действующим законодательством не предусмотрена, так как передвижные источники учитываются в составе основного объекта негативного воздействия на окружающую среду;
  3. Открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.

Комплексное экологическое разрешение

Говоря о КЭР необходимо помнить, что:

– Основа – справочник НДТ.

– КЭР выдается только РПН, РОИВ не вправе выдавать КЭР

– Перечень областей применения наилучших доступных технологий утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 N 2674-р (ред. от 24.05.2018).

– Перечень состоит из 2 частей:

  • Хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду.
  • Технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

– Внедрением НДТ ЮЛ или ИП признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов ОНВОС, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных ИТС по НДТ и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели НДТ.

– КЭР выдается на 1 объект.

– Разрешение выдается на основании заявки и материалов прилагаемых к ней.

– ГЭК

  • В соответствии со ст. 31.1 7-ФЗ в заявке указывается информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе.
  • В соответствии с ПП от 13.02.2019 г. N 143 КЭР выдается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы, материалов обоснования разрешения.

В заявке на получение КЭР необходимо указывать:

– наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

– код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

– вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

– информацию об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

– сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

– информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

– расчеты технологических нормативов;

– расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;

– обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

– проект программы производственного экологического контроля;

– информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;

– иную информацию, которую заявитель считает необходимым представить.

Кроме того, докладчик коснулся требований, предъявляемых объектам с классами опасности 1,2,3 и 4 — какие различия можно увидеть при оформлении КЭР:

Previous slide
Next slide

Экологический сбор

При Экологическом Сборе, согласно разъяснениям ЦА РПН, отчитываясь в 2019 производители и импортеры используют данные о товарах и упаковке за 2017 год.

Также необходимо учитывать следующие формы:

– расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488.

– декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417.

– отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342.

Основными ошибками могут стать:

  1. В 2018 году экологический сбор рассчитан по декларации за 2018 год.
  2. Неправомерное применение коэффициента по вторичному сырью.
  3. Выполнение нормативов утилизации за счет актов по обработке отходов.
  4. Сдача не единого расчета по ЮЛ.
  5. Подача отчетности импортеров в ТО Росприроднадзора.

Экологическая ответственность

Докладчик коснулся нескольких статей, например:

 – КоАП глава 8, в которой прописана экологическая ответственность;

–  УК РФ глава 28 – экологические преступления, в которых прописана мера наказания, вплоть до лишения свободы;

– статья 358, в которой прописаны экоцид, как сказал Лектор. Данная статья практически не применяется, но её применение возможно, если природе будет нанесен огромный вред, например – убийство различных краснокнижных животных, вырубка деревьев, растений и так далее;

– статья 221 Уголовного Кодекса, в которой прописано то, что, в случае нарушения природоохранного законодательства, должно быть штраф должен быть наложен на юридическое лицо и должностное лицо, то есть должно быть выписано два штрафа;

– Также может применяться статья 4.5, если инспектор при проверке, эколог организации или директор организации сам признается в своих нарушениях. Если не вносится вовремя или вообще не вносится плата за негативное воздействие, может быть применена статья «Необоснованное обогащение».

Для природопользователей может быть применена статья 2.9, как малозначительность. То есть, если природоохранное правонарушение было малозначительным, то можно сослаться на эту статью и выписать минимальный штраф.

Также отмечалось, что сейчас выбросы и сбросы в воду могут контролироваться с помощью спутников. Например – нельзя кораблям сбрасыватель легальные воды рядом с портом или в порту. Их обязательно нужно сдавать. Некоторые природопользователи сбрасывает воду до захода в порт, что, соответственно, очень трудно доказать, но, с помощью спутника, можно увидеть эти пятна на воде. Также за это может быть наложен штраф.

Возвращаясь к тому, что должно быть наказано юридическое лицо и должностное лицо, при наложении штрафа также должна быть рассчитана сумма причиненного ущерба и организации также должны заплатить и эту сумму.

Существуют плановые проверки, о которых сообщают и рейдовые проверки, которые могут быть санкционированы по заявлениям граждан или каких-либо органов. Рейдовая проверка не согласуются ни с кем, о рейдовых проверках не предупреждают. Инспектор может приехать одним днём. Его не имеет право не пустить. При таких проверках инспектор фиксирует не только природоохранные нарушения, но и все нарушения, которые видит, сообщая о них в следующий инстанции.

Также Лектор обратил внимание на то, что в конце года часто появляются изменения в природоохранной деятельности и законодательстве. Об этом зачастую не сообщают, но он просил самостоятельно за этим следить.

Екатерина Меркер

Екатерина Меркер
Коммерческий директор

Скачайте список необходимой экологической документации